Posted 30 марта 2018,, 09:08

Published 30 марта 2018,, 09:08

Modified 17 октября 2022,, 05:50

Updated 17 октября 2022,, 05:50

Эксперты проанализировали причины поражения Грудинина на выборах президента

30 марта 2018, 09:08
Аналитики Центра экономических и политических реформ (ЦЭПР) представили доклад, посвящённый нынешнему положению КПРФ и будущему российской Компартии. Значительная часть исследования посвящена причинам, по которым кандидат от коммунистов Павел Грудинин не набрал даже 12% голосов на президентских выборах.

Как сообщает ИА «НовостиВолгограда.ру» со ссылкой на доклад ЦЭПР, главными причинами падения популярности КПРФ эксперты называют приверженность устаревшим методам политической борьбы и недостаточную оппозиционность. Все последние годы коммунисты довольствовались статусом «второй партии», причём с каждым разом уступали на выборах «Единой России» со всё большим и большим отрывом. «Партия власти» уже не считает нужным договариваться с КПРФ. Даже если бы Грудинин набрал на выборах хотя бы 20%, это всё равно не вернуло бы Компартии статус значимой политической силы.

Авторы доклада отмечают, что решение о выдвижении Грудинина оказалось спорным и не решило проблем КПРФ. Теперь российским коммунистам придётся решить, каким они видят собственное политическое будущее, и сделать окончательный выбор — превращаться в «нишевую» партию, ориентированную на узкий электорат, или же бросить вызов «Единой России» и вернуть себе поддержку широких масс, которой «красные» располагали в 1990-х.

«Нужно встать на позицию избирателя, которому важны не объяснения «почему не получилось», а реальные дела по изменению социально-экономической политики страны. Если КПРФ вот уже более 20 лет находится в системе власти (пускай и в меньшинстве) — значит, она должна добиваться результатов, иначе не понятна необходимость присутствия там партии», — отмечается в исследовании.

При этом реальный потенциал поддержки, которой могла бы располагать сильная левая партия в России, аналитики оценивают как высокий. Более половины россиян всё ещё с недоверием относятся к рыночной экономике, почти три четверти негативно оценивают итоги приватизации, 80% говорят о несправедливом распределении доходов в обществе. Всё это вписывается в повестку КПРФ, но отдельные просчёты и неумение идти в ногу со временем мешают партии завоёвывать симпатии молодых избирателей. Эксперты подчёркивают, что коммунисты слишком сосредоточены на работе со своим «ядерным» электоратом, — пенсионерами, — который с каждым годом уменьшается. Средний возраст избирателя КПРФ сегодня — 55-56 лет.

Одной из главных причин, по которым Компартия утратила популярность даже в тех регионах, которые некогда входили в «красный пояс» (включая Волгоградскую область), специалисты называют недостатки в позиционировании. КПРФ слишком сильно ассоциирует себя с наследием Советского Союза и использует методы пропаганды, которые устарели ещё двадцать лет назад. Плохую рекламу партии делает зацикленность на образе Сталина: большинство населения, особенно молодёжь, воспринимает эту историческую фигуру скорее негативно. В общем и целом КПРФ выглядит как «партия прошлого», ориентированная на былые советские достижения и не способная предложить новому поколению привлекательный образ будущего.

В докладе подчёркивается, что за последние два десятилетия программа российских коммунистов практически не изменилась. В то же время их коллеги на Западе успешно «эволюционировали» и смогли сформировать жизнеспособные левые партии. Вариантом «модернизации» КПРФ аналитики называют сближение её политической повестки с общей идеологической платформой левых сил по всему миру. Например, российские «красные» могут переключиться с мечтаний об утраченном советском наследии и плановой экономике на защиту малого бизнеса, борьбу с дискриминацией, поддержку экологических инициатив и так далее. Сейчас эти вопросы программой партии почти не затронуты.

«У партии есть большой потенциал для встраивания в востребованный критический дискурс. Для этого нужно сместить и актуализировать акценты: например, отойти (по форме, а не по содержанию) от критики «буржуазии» и «капитализма» в этих идеологически устаревших формулировках и направлять свою критику на общество потребления, изъяны капиталистической системы, глобализации», — считают авторы исследования.

Ещё одна проблема, которую выделяют аналитики, — недостаточная оппозиционность КПРФ. Партия фактически встроилась в систему власти, но её ресурсов недостаточно, чтобы как-то на эту систему влиять. Коммунистам не хватает взаимодействия с общественниками, особенно в регионах. Недостаточно активная работа ведётся со СМИ и в соцсетях.

Аналитики также указывают, что выдвижение Павла Грудинина на президентских выборах не помогло КПРФ завоевать симпатии избирателей. Образ кандидата оказался слишком размытым и неоднозначным. «Красный директор» не воспринимался как человек, способный бороться до конца и активно конкурировать с властью — вместо этого он производил впечатление авантюриста, пытающегося использовать президентские выборы в личных целях. К тому же Грудинин придерживался старомодной риторики и не демонстрировал особого интереса к проблемам тех людей, с которыми встречался. В итоге его низкий результат оказался закономерным.

Чтобы выжить в изменившихся политических условиях, КПРФ нужно обновление, заключают эксперты ЦЭПР. Партия должна стать более оппозиционной, ориентированной на актуальные вопросы и по-настоящему «общенародной» — иначе уже в ближайшие годы она может лишиться поддержки даже тех пенсионеров, которые голосуют за коммунистов по привычке.

"