Подпишись на нас в Яндекс.Новости
Карточки
Фото: pixabay.com

Какие технологии будущего меняют нашу жизнь к лучшему уже сегодня

Будущее уже наступило. Сегодня никого не удивляет телефон на 3 порядка производительнее старого компьютера, квадрокоптер, управляемый с расстояния в несколько километров, флэш-накопитель ёмкостью 512 Гбайт...
Ещё 20 лет назад это всё казалось несбыточной мечтой. Все технологические новинки производили настоящий фурор в обществе. Вспомните - первые оптические диски появились в массовом использовании в конце 80-х годов XX века. Тогда это коренным образом повлияло на рынок сначала аудиозаписи, а потом и на принципы хранения информации. «НовостиВолгограда.ру» изучили рынок сегодняшних технологических новинок и составили свой топ инноваций, которые уже стали реальностью и меняют нашу жизнь к лучшему.
1
Мобильная связь 5G

Примерно каждые 10 лет в мире происходит качественный технологический скачок. И сотовая связь – не исключение. Прямо сейчас происходит очередная смена технологий, и совсем скоро вместо всё ещё нового и актуального формата LTE (4G), мы начнём пользоваться сетями 5G. Пятое поколение сотовой связи обещает стать по-настоящему прорывным. Это позволит получить новое качество жизни, даст новый толчок в диджитализации бизнес-процессов и добавит нам новых возможностей в развлечениях.

Главные технические характеристики нового формата 5G: пропускная способность сети – до 20 Гбит в секунду, это в 40-50 раз быстрее существующих сетей. При этом задержка сигнала не будет превышать 1 миллисекунду. Такой скорости будет вполне достаточно, чтобы скачать фильм в HD-качестве менее, чем за 1 секунду.

Еще один важный фактор – плотность поддержки конечных устройств – на 1 квадратном километре сети 5G смогут одновременно работать до 1 миллиона девайсов. Для чего так много? Всё просто, мы готовимся к переходу в мир интернета вещей. Столь высокая плотность потока информации позволит практически всем бытовым устройствам иметь выход в сеть Интернет. Понятно, что «радио из каждого утюга» уже давно никому не нужно. Но вот, например, всем устройствам из «Умного дома» такие скорости и минимальные задержки будут только на пользу. А все видеокамеры систем «Безопасный город» и фиксации нарушений ПДД смогут получить совершенно новый уровень детализации картинки. В медицине возможна совершенно безупречная дистанционная работа многих датчиков, без задержек сообщающих медикам о состоянии пациента, находящегося в удаленной сельской местности.

Так что весь этот сегодняшний хайп вокруг интернета вещей грозит обернуться реальностью завтрашнего дня.

А что же в России? Отстаём или идём в ногу со временем? Отставание есть, но несущественное. Все российские телеком-операторы ведут свои разработки в сотрудничестве с ведущими мировыми производителями сетевого оборудования. Более того, в России ещё летом 2017 года во время тестирования самой технологии 5G уже была достигнута рекордная скорость 35 Гбит в секунду. В ходе проведения игр ЧМ-2018 телеком-операторы успешно протестировали локальные сети 5G в городах-организаторах игр.

Ожидается, что пилотные 5G-сети появятся в России уже в конце этого года, а первую коммерческую сеть нового поколения обещают запустить в 2020 году.

2
Цифровое телевидение

В 2019 году Россия полностью перейдет на цифровое телевизионное вещание. С 11 февраля начался поэтапный переход регионов на вещание только в цифровом формате.

Что это такое и зачем это нужно? Старое аналоговое вещание цветного ТВ осуществляется в России со второй половины XX века в формате SECAM. Этот вещательный стандарт позволяет передавать ТВ-картинку с четкостью всего лишь 576 строк. Кодирование сигнала осуществляется при помощи частотной модуляции. Эти технические параметры по современным меркам позволяют передавать достаточно узкую полосу сигнала. И в сравнении с FullHD – это очень плохое качество картинки. К тому же аналоговый ТВ-сигнал хорошо «заглушают» различные помехи в эфире. И для жителей сельской местности или малых городов, не имеющих своих передающих станций или ретрансляторов, принять качественный сигнал достаточно сложно. Есть и аспект экономического плана. Для вещания 10 каналов необходимо иметь 10 ТВ-передатчиков. А в случае ретрансляции сигнала на весь регион – в каждой точке ретрансляции еще по 10 передатчиков.

Цифровой формат DVB-T2, который в настоящее время внедряется в России, позволяет передавать телезрителю сигнал достойного качества. При этом сразу 10 каналов транслируются на одной частоте. Это называется мультиплекс. В России сейчас все без исключения регионы получат по 2 таких мультиплекса, то есть 20 каналов.

Цифровое вещание более устойчиво к помехам, трансляция ведется в дециметровом диапазоне. Такие приемные антенны просты и недороги. Впрочем, есть единственное но… Необходимо иметь телевизор с декодером формата DVB-T2. Если у вас старая модель, то имеет смысл поторопиться и приобрести приставку-ресивер. Их сейчас на рынке около 300 видов в разных ценовых категориях - от 1000 рублей и выше.

В Волгоградской области в настоящее время оба мультиплекса уже работают (1-й с 2012 года, 2-й - с 2104 года) параллельно с прежним аналоговым вещанием (его отключат в начале лета). Так что можно сравнить качество картинки прямо сейчас.

Конечно, цифровое ТВ-вещание пока не сравнится с IPTV, когда телезритель получает видеопоток через сеть Интернет. Здесь и каналов в 10 раз больше и их качество может быть выше, но и платить за это приходится немало. Еще одна альтернатива – кабельное или спутниковое ТВ. Их абонентам никак не угрожает отключение аналогового сигнала. Более того, например, оператор связи Ростелеком в своей сети кабельного ТВ в Волгограде и Волжском уже давно вещает более 40 каналов в цифровом кабельном формате DVB-C. Это полный аналог эфирного DVB-T2.

Поэтому говорить о прелестях цифрового ТВ справедливо в первую очередь для жителей сельской местности и районных центров.

3
Биометрические данные

В России уже должна заработала система единой биометрии граждан. Что она даёт? Теперь физические лица могут открывать счета и вести финансовые операции без своего присутствия в отделениях банков.

Но, чтобы эти услуги были доступны, гражданам России необходимо сдать свои биометрические данные. В некоторых отделениях банков в Волгограде и в Волжском сдать биометрию можно уже сейчас. С помощью специального оборудования здесь в течении 10 минут сделают цифровой «слепок» лица и голоса – фотографию и аудиозапись. Именно по этим параметрам в дальнейшем банки и будут идентифицировать своих клиентов. А граждане в свою очередь, не выходя из дома и используя специальное приложение на смартфоне или компьютере, смогут входить в личный кабинет и заказывать любые услуги.

Предполагается, что в дальнейшем подобная идентификация граждан на основе биометрических данных может быть распространена и другие сервисы и службы. Скорее речь идет о банкоматах и государственных услугах. Так же возможно при массовом распространении биометрии, ваши личные данные могут служить пропуском в различные учреждения, где сейчас вам необходим паспорт. Или, например, это может стать в том числе и платежным средством.

По словам экспертов, биометрия сделает финансовые услуги доступнее, особенно для людей с ограниченными возможностями здоровья - тех, которым проблематично выходить из дома, а также для жителей труднодоступных населенных пунктов. Также биометрия поможет защитить данные от мошенников - идентификацию, проводимую одновременно по лицу и голосу, невозможно подделать.

Оператором Единой биометрической системы выступает «Ростелеком», который обеспечивает хранение, обработку и сбор информации. В Министерстве связи России заявили, что к данной системе уже подключено около 170 банков.

4
3D-печать

Эта технология уже давно стала реальностью. И даже используется в коммерческом плане. Речь идёт, как о продаже в свободном доступе различных 3D-принтеров, так и развивающемся рынке по проектированию моделей и печати самих изделий. Сегодня даже в колледжах и старших классах школьники и студенты активно занимаются 3D-моделированием на подобных принтерах.

Но пока – это либо учебный процесс, либо моделирование и печать матриц для пресс-форм. Выпуск готовой продукции, доходящей до конечного потребителя минимален.

2019 год может стать поистине переломным для 3D-печати. Рынок уже готов перейти на массовое производство печатных изделий. Особую надежду на эту технологию возлагают автопроизводители, медики, стоматологи и компании по выпуску двигателей. Все дело в совершенствовании технологии, которая теперь позволяет кроме традиционных полимеров, гипса и полиамида использовать металлы. Печать из легких сплавов уже запустил один из ведущих мировых автоконцернов. На принтере теперь печатают термостаты и даже детали цилиндропоршневых групп моторов и КПП. Самыми перспективными из металлов в области 3D-печати считаются титан, а также сталь с содержанием кобальта и никеля.

Пока что основные сдерживающие факторы развития этой технологии – высокая стоимость промышленных принтеров и их относительно низкая скорость работы. Сегодня речь идет о скоростях на уровне 9 кг/мин. Но есть и большие плюсы. Например, практические безотходное производство, а также снижение массы изделия. Последний фактор обусловлен тем, что позволяет не печать различные переходы между основными конструктивными узлами деталей. А это опять же – позволяет экономить исходный материал.

На сегодняшний день себестоимость «печатных» запчастей еще слишком высока. Но ситуация меняется очень быстро, особенно в производстве пластиковых деталей. Эксперты считают, что уже в 2019 году стоимость изделий, напечатанных на 3D-принтере, и выполненных традиционными способами может сравняться. И тогда ситуация на некоторых машиностроительных рынках может измениться кардинально. Что нам, потребителям, будет только на руку и сбережет наши деньги.

5
Беспилотные автомобили

Развитие автомобильной техники с точки зрения управления можно разделить на три основных этапа. Первый, когда автомобилем управлял только человек-водитель. К этому типу относятся большинство грузовиков и старые легковые автомобили. Второй этап в развитии управления машиной наступил с внедрением таких сервисов, как круиз-контроль, система помощи «старт-стоп», контроль слепых зон, помощь при парковке. Все эти новинки присутствуют во многих современных автомобилях и призваны оказывать помощь водителю в управлении автомобилем в определенных условиях. Но полностью участие человека не исключается. И, наконец, третий этап – беспилотный автомобиль. Скажем честно – в массовом использовании это все-таки еще будущее. Конечно же, есть промежуточные варианты, именно сейчас такие автомобили и тестируются на дорогах. Здесь, как правило, водитель находится внутри автомобиля, не управляет им, но готов в любой момент взять «штурвал» в свои руки. Либо оператор находится поблизости и может перехватить управление дистанционно.

В России с 20016 года действует государственная программ по поддержке инновационных разработок в области беспилотного автомобильного транспорта. Как водится, без «Сколково» здесь не обошлось.

К настоящему времени о разработках собственных беспилотников заявили все отечественные автопроизводители. Но реально работающими экземплярами обладает только Яндекс. Именно его автомобиль без водителя уже год колесит по «Сколково».

Два года назад КамАЗ в сотрудничестве с НАМИ выпустил на дороги беспилотный мини-автобус. Во время ЧМ-2018 его даже удалось протестировать в рабочем режиме. В Казани он по заданному маршруту перевозил гостей мундиаля.

Сама технология беспилотного управления автомобилем уже хорошо отработана и продолжает постоянно совершенствоваться. Чего нельзя сказать о нормативной базе использования подобных автомобилей. Еще одна техническая проблема – качественная связь. Для быстрой реакции и контроля нужен и хороший канал связи. Разработчики ждут не дождутся введения в коммерческую эксплуатацию 5G. На решение этих проблем может уйти менее года.

А между тем российские разработчики замахнулись на беспилотный общественный транспорт. И в данном случае речь идет о трамвае. Поскольку этот рельсовый вид транспорта всегда идёт по заданному маршруту, то количество событий, которые должна отслеживать автоматика, значительно меньше. Детали проекта пока не раскрываются, но Cognitive Technologies и «ПК Транспортные системы» уже заявили, что в ближайшее время, речь идет о нескольких месяцах, они готовы запустить тестирование беспилотного трамвая.

Ну, а легковые автомобильные беспилотники со страхующим водителем появятся в Москве и Татарстане уже в нынешнем году. Этот эксперимент продлится 3 года.