Posted 17 июля 2020,, 13:10

Published 17 июля 2020,, 13:10

Modified 17 октября 2022,, 10:52

Updated 17 октября 2022,, 10:52

Вопреки всему разумному: как волгоградские застройщики превращаются в беспредельщиков

17 июля 2020, 13:10
Проблема точечной застройки существует в Волгограде не первый год. Хотя строительный рынок региона пребывает в вялотекущем кризисе, спрос на новое жильё среди горожан сохраняется — а это значит, что любой клочок земли, где пока нет многоэтажек, рано или поздно привлекает внимание застройщиков.

«НовостиВолгограда.ру» рассказывает о том, как желание заработать на продаже квартир толкает волгоградских застройщиков на грубые нарушения закона — и о том, почему правоохранительные ведомства далеко не всегда реагируют на эти нарушения.

Стройка по-волгоградски: вырубка, захват и нападение

Волгоградская активистка Ольга Карпухнова раскладывает на столе распечатки с официальными ответами от надзорных органов, правоохранительных ведомств и чиновников на свои заявления. Общая суть всех документов — одна и та же: нарушения закона в действиях ООО «ГлавЖилСтрой», которое возводит десятиэтажный ЖК «Добров» в Дзержинском районе, очевидны. Претензий к застройщику у Ольги и её соседей немало — от незаконной вырубки деревьев до физических провокаций.

Здания по улице Московской, где «ГлавЖилСтрой» сейчас возводит десятиэтажку, когда-то строили сотрудники Качинского военного училища. В послевоенные годы преподаватели «Качи» своими силами поднимали Дзержинский район из руин, занимались озеленением и благоустройством. Сегодня их дети и внуки пытаются сохранить улицу Московскую в изначальном виде, но с каждым годом делать это всё тяжелее. С началом строительства ЖК «Добров» облик тихого квартала изменился до неузнаваемости. Конфликт между местными жителями и представителями застройщика не заставил себя ждать.

Застройщик провёл коммуникации к нашей канализационной сети, которая в принципе не рассчитана на такую нагрузку. Но запрос на подключение давался не для нового десятиэтажного дома, а для двухэтажного коттеджа, который стоит за ним! А сейчас говорят, что туда же будут подключать 25-этажки, — возмущается общественница Ольга Карпухнова, живущая в доме №7 по улице Московской. — Кроме того, застройщик фактически захватил нашу придомовую территорию — землю, которую Качинское училище когда-то распределяло между жильцами под огороды. По замыслу застройщика, у него сюда выходят окна офисов. Ему хочется, чтобы здесь был проезд и парковались машины. Но никакая парковка в планировке не согласована!

Жильцы домов по улице Московской рассказывают, что «ГлавЖилСтрой» при возведении многоэтажки захватил часть земли, которую когда-то раздали в личное пользование сотрудникам Качинского училища. Согласно официальному ответу из районной администрации, эта территория по-прежнему принадлежит владельцам квартир в соседних домах. Это не помешало застройщику огородить её участок забором, а заодно вырубить порядка сорока деревьев и кустарников для обустройства пожарного проезда и парковки. Разрешения на вырубку местные чиновники не выдавали — застройщик уничтожил деревья по собственной прихоти. В районной администрации заявили, что в проекте, по которому ведётся стройка ЖК «Добров», нет ни слова о том, что на придомовой территории дома №7 планируется обустройство парковки. По факту самоуправства ООО «ГлавЖилСтрой» было направлено обращение в полицию, и сейчас члены инициативной группы собираются подавать коллективный судебный иск, чтобы защитить свои интересы.

Активист ОНФ Константин Глушенок подчёркивает, что по факту вырубки деревьев возле дома №7 жильцам следует немедленно обратиться в природоохранную прокуратуру. Это позволит оценить нанесённый действиями застройщика ущерб и взыскать с компании компенсацию.

Перед тем, как сносить зелёные насаждения, застройщик должен полностью согласовать этот вопрос с соответствующими муниципальными службами, получить разрешение и ещё на стадии проектирования определить место, где он должен провести компенсационное озеленение. Если застройщик вырубил порядка сорока деревьев незаконно, это значительный ущерб и реальная уголовная статья, — говорит Константин Глушенок, региональный координатор экологического проекта ОНФ «Генеральная уборка». — К сожалению, я узнаю о многих таких случаях, когда уже всё сделано. В таких ситуациях следует действовать сразу — активно, жёстко, чётко отстаивать свои права. Сейчас жильцам будет крайне затруднительно это сделать, но в целом по области достаточно много случаев, когда благодаря своевременным действиям активистов нарушители природоохранного законодательства несут заслуженное наказание.

Уничтожение деревьев и оригинальный подход к подключению инженерных коммуникаций — не единственные провинности ООО «ГлавЖилСтрой». В областном комитете по охране памятников жильцам дома сообщили, что ЖК «Добров» вообще не должны были возводить на этом месте. Застройщик нарушил 150-метровую охранную зону вокруг объекта культурного наследия регионального значения — исторического комплекса застройки Сталинградского гражданского аэродрома. Капитальное строительство здесь запрещено — однако «ГлавЖилСтрой» заплатил 250 тысяч рублей штрафа и преспокойно продолжил возведение дома.

Жильцов дома №7 продолжение стройки не устроило. Их конфликт с застройщиком усугубился — дошло до того, что один из рабочих напал на Ольгу Карпухнову, когда она снимала на видео, как на зелёную зону выгружали бетонные кольца для обустройства канализации. Женщина обратилась в полицию, где в действиях рабочего нашли признаки административного правонарушения. Уполномоченный по правам человека в Волгоградской области Валерий Ростовщиков заявил, что готов вмешаться в ситуацию и помочь жильцам разобраться с обнаглевшим застройщиком.

Как только заявление от жильцов с комплексом проблем, которые они обозначат, ляжет ко мне на стол, мы займёмся его рассмотрением. Мы имеем определённый опыт работы по ситуациям, связанным с нарушением градостроительных норм. Будем этим вопросом заниматься вплотную, с привлечением всех региональных структур, которые ответственны за выдачу разрешений на строительство и контроль строительства в плане подключения коммуникаций.Валерий Ростовщиков, уполномоченный по правам человека в Волгоградской области

Найдут ли полицейские и омбудсмен управу на ООО «ГлавЖилСтрой», волгоградцы не знают: официально у этого застройщика всего один штатный сотрудник, он же директор. Строительная компания может свалить все нарушения на субподрядчиков — к тому же десятиэтажный ЖК «Добров» уже практически достроен, и сносить его явно никто не намерен.

«Строительство в Волгограде происходит странным образом»

На сайте мэрии Волгограда опубликован список многоквартирных жилых домов, имеющих признаки незаконных построек. Сейчас в нём сорок пунктов — в основном здания, которые были признаны самостроями ещё в 2015-2016 годах, но судебные решения по ним либо до сих пор не исполнены, либо вообще не вынесены. Лишь в единичных случаях такие дома сносят — гораздо чаще их задним числом «легализуют». Это самый простой путь для городских чиновников.

Общественники, которые много лет следят за проблемой точечной застройки, говорят, что на самом деле в Волгограде намного больше жилых зданий, разрешение на строительство которых не выдавалось вовсе или было получено с грубыми нарушениями. В итоге возникают случаи, подобные истории с ЖК «Добров» — причём грехи волгоградских застройщиков не исчерпываются самовольным захватом земли, нелегальной вырубкой деревьев и искажением архитектурного облика города.

Строительство в Волгограде происходит странным образом. Дома возникают там, где, по сути дела, их быть не должно. Жилой застройки в генплане нет, и тем не менее дом каким-то образом начинает строиться. Хороший пример — улица Хиросимы, где жилой комплекс возводили с нарушениями, — рассказывает общественный активист Алексей Ульянов. — Огромное количество точечных застроек существует по Волгограду, когда строительство идёт вопреки всему разумному и наперекор действующему законодательству. Возникает вопрос: где государственные контролирующие органы? Где администрация района, где городские и федеральные структуры строительного надзора? Почему жители должны сами бить в колокола и пытаться что-то доказать, когда нарушения со стороны застройщиков очевидны? Городу надо строиться, но нельзя нарушать права людей и создавать им дискомфорт. Это аукнется в дальнейшем.

Яркий пример точечной застройки, который привёл к масштабному скандалу в Волгограде, — строительство десятиэтажного жилого комплекса на улице Селенгинской. Несколько лет назад общественники отреагировали на жалобы, поступившие от жильцов соседних домов, и выяснили, что застройщик допустил сразу несколько нарушений. Строительный мусор не вывозился на полигон, а складировался на ближайшем пустыре, площадь парковки вокруг десятиэтажки была в несколько раз меньше положенной, и вообще ЖК начали строить на участке, который не был рассчитан на возведение настолько больших зданий. Тем не менее дом сдали в эксплуатацию: строительной компании пришлось раскошелиться на выплату штрафов, зато прибыль от продажи квартир перевесила убытки.

Недобросовестный застройщик обычно ни на кого не смотрит — он просто наглый, ему важно только получить доход от продажи квартир. В доме может ещё даже фундамента не быть, а двадцать квартир на первом этаже уже будут проданы! Как правило, покупает эти квартиры сам застройщик через подставных лиц, чтобы потом перепродать дороже людям, которые действительно нуждаются в жилье. Строительство, как правило, долевое, чтобы при возникновении споров была возможность сказать: «Если мы остановим стройку, у нас появятся новые обманутые дольщики!», — объясняет Алексей Ульянов. — Прокуратура, получив жалобу на такого застройщика, начинает выступать уже не за восстановление законности, а за соблюдение прав граждан, которые успели купить в этом доме жильё. В итоге дом продолжает строиться вопреки всем нормам. Такая практика в Волгограде существует много лет — искоренить её будет очень сложно, поскольку надзорные органы невольно поддерживают эту серую схему.

Под этими словами могли бы подписаться дольщики проблемного долгостроя ЖК «Династия». Прокуратура Волгограда недавно выяснила, что мошенническая схема с выкупом квартир в ещё не построенном здании использовалась при строительстве этого жилого комплекса, которое тянется с 2014 года. Застройщик ещё на этапе котлована «подарил» квартиру в многоэтажке директору частной фирмы, который в обмен обещал обеспечить поставку стройматериалов. Свою часть сделки он не выполнил, из-за чего возведение долгостроя затянулось ещё сильнее. Такой случай — не единичный, и это наглядно показывает, что для волгоградских застройщиков спекуляции с квартирами в недостроенных домах стали обычным делом.

Порой недобросовестные строительные компании допускают и более грубые нарушения закона. Например, один из волгоградских застройщиков недавно объявил о возведении дома в Краснооктябрьском районе и даже начал собирать на эту цель деньги, но при этом не получил разрешения на строительство и даже не начал рыть котлован. Хотя речь идёт об откровенном мошенничестве, ответственности злоумышленник пока не понёс — если не считать того, что суд признал информацию о несуществующей стройке запрещённой к распространению.

«Отличился» и застройщик, возводивший четырёхэтажку по улице Тимирязева в Советском районе Волгограда. Он не проинформировал о начале работ Облстройнадзор и «под шумок» построил жилое здание с грубейшими нарушениями норм безопасности. Стены и перекрытия буквально собрали из мусора — на их постройку пошли уже использованные материалы. Жить в доме, где некоторые волгоградцы уже успели купить квартиры, попросту нельзя: он может рухнуть в любой момент. Прокуратура выявила в действиях застройщика признаки нарушения четырёх статей административного кодекса. Этот дом, разумеется, пойдёт под снос — но только потому, что он опасен для потенциальных жильцов.

По словам волгоградских общественников, количество нарушений, которые допускаются при точечной застройке, очень трудно оценить. Лишь самые вопиющие из них становятся поводами для судебных разбирательств и штрафов. Остальные, а их может быть до 90% от общего числа, остаются незамеченными — надзорные ведомства часто их игнорируют, и есть существенные сомнения, что в этом подчёркнутом безразличии к самоуправству застройщиков полностью отсутствует коррупционная составляющая.

"