Posted 5 декабря 2018,, 13:28

Published 5 декабря 2018,, 13:28

Modified 17 октября 2022,, 08:32

Updated 17 октября 2022,, 08:32

Эксперты: инвестиции в Россию растут только на бумаге чиновников

5 декабря 2018, 13:28
Инвестиционная привлекательность российских активов оставляет желать лучшего. И это несмотря на заявления чиновников о притоке иностранных инвесторов.

Согласно рейтингу «Doing Business», который отражает легкость открытия и ведения собственного бизнеса, Россия в этом году занимает 31-е место из 190 стран мира. И хотя шесть лет назад она находилась на 112-ой позиции, в ТОП-20, как того требовали майские указы президента от 2012 года, мы так и не попали, пишут «Новые Известия».

Лидирует в рейтинге, причем не первый год, Новая Зеландия. На втором и третьем местах продолжают оставаться Сингапур и Дания. За ними следуют Гонконг, Южная Корея, Норвегия, США, Великобритания и Македония.

По бизнес-климату Россию опередила даже Грузия. Она получила наивысший рейтинг среди стран Европы и Центральной Азии и заняла 6-е место.

Прямые иностранные инвестиции в российские активы переживают рекордный спад. В январе – сентябре 2017 года они составляли $25,8 млрд с учетом продажи доли «Роснефти» за 10,2 млрд евро ($10,86 млрд). За аналогичный период текущего года они упали до $2,4 млрд.

И это при том, что страна нуждается в свежих деньгах из-за рубежа, без которых невозможно полноценное развитие промышленности, а также создание рабочих место и увеличение зарплат.

Минэкономразвития прогнозирует, что за 2018–2024 годы инвестиции вырастут на 47%, а их доля в ВВП к 2025 году превысит 25%. Ведомство рассчитало среднегодовой рост инвестиций на уровне 5,6% при среднегодовых темпах роста ВВП в 2,6%.

Однако на какое же чудо надеются чиновники, мечтая о таких результатах при сегодняшнем десятикратном падении иностранных инвестиций? Их отток в третьем квартале этого года оказался самым сильным в истории современной России — на $6 млрд.

Это показывает, что иностранные партнеры думают не о сотрудничестве, а об очередных антироссийских санкциях, которые готовится принять Конгресс США. Даже в Китае банки стали отказывать в обслуживании юридическим и физическим лицам из России.

А вот министр финансов Антон Силунов, видимо, по-своему видит ситуацию. В апреле этого года он заявил: «Иностранные инвесторы, в том числе из США, по-прежнему проявляют интерес к России». Ранее, в октябре 2017 года, в том же ключе прозвучала и фраза премьер-министра российского правительства Дмитрия Медведева: «Несмотря на попытки экономической изоляции нашей страны, усиливается интерес к сотрудничеству с Россией и зарубежных инвесторов».

Улучшить инвестклимат помогла бы справедливая конкуренция, да откуда же она возьмется, когда даже Федеральная антимонопольная служба еще в 2016 году отмечала, что в стране сложился «государственно-монополистический капитализм». По данным ФАС, вклад государства и госкомпаний в ВВП России вырос с 35% в 2005 году до 70% в 2015-ом.

В 2018 году ситуация только ухудшилась. Согласно результатам опросов Института Адезиса, доля государства и госкомпаний в ВВП уже перевалила за 70%. Для сравнения: в СССР она оценивалась в 80% (не 100%, потому что колхозы не считались госсобственностью).

Главным препятствием для инвестиций в российские активы эксперты называют несовершенство правового поля.

«Очень важно заставить работать суды, чтобы возникало доверие между субъектами экономики. Сейчас в обиходе есть такое понятие как «спецсубъект». То есть судиться с крупной госкомпанией или каким-то органом исполнительной власти абсолютно бесполезно. Такой суд выиграть практически невозможно. Пока положение дел не изменится, мы так и будем очень сильно проигрывать в эффективности», - говорит управляющий партнер и собственник профессионального юридического центра «АЛИР» Александр Любосердов.

Владелец группы компаний «ZENDEN» Андрей Павлов тоже считает, что развитие возможно только в том случае, когда игроки рынка находятся в равных условиях. «Инвестиционный и деловой климат в стране, безусловно, необходимо улучшать. И в первую очередь, за счет законодательной базы по налогам», - подчеркнул бизнесмен.

Оказывается, в России нет желающих вкладываться даже в нацпроекты, которые должны пользоваться преференциями. Компаниям пришлось столкнуться с добровольно-принудительными инвестициями – помощник президента Андрей Белоусов даже составил список предприятий, у которых надо «изъять» прядка 500 млрд рублей, а правительство гарантировало возврат средств и доходность вложений.

«У госкомпаний нет определенного хозяина и, соответственно, долгосрочных интересов. Политика строится на том, чтобы успешно осуществить инвестиции (то есть госзакупки), чтобы решить какие-то свои конкретные корыстные интересы», — отмечает Александр Любосердов. Эксперт обратил внимание на то, что подход к инвестированию у государственных и частных компаний коренным образом отличается.

«Бизнес опасается рисков, боится вкладывать в проекты с длительным сроком окупаемости. Существенное внимание следует уделить защите прав инвесторов, созданию понятных фиксированных во времени правил игры и повышению степени проработанности инвестиционных проектов в регионах», — предлагает владелец консалтинговой компании «O2 Consulting» Анна Никитченко.

Также желание вкладывать средства в Россию у инвесторов отбивает недостаточная защищенность рынка. На оборотах в торговле сказывается вопрос ограничения беспошлинной трансграничной торговли.

«Только 01.01.2019 г будет сделан первый и очень маленький шажок, планка с 1000 евро опуститься до 500. Надо смотреть на опыт своих конкурентов. В Китае уже сейчас - 0, в Европе -22 евро, скоро будет тоже 0. Объём ввоза товара растёт очень быстро, в этом году превысит $10 млрд», - рассказывает Андрей Павлов.

По его мнению, процесс сильно тормозится из-за отсутствия персональной ответственности чиновников.

«В стране есть ответственный за сбор налогов. И он прекрасно справляется с задачей, показывает рост на 20% на фоне практически нулевого роста ВВП. Хочется, чтобы кто-то стал решать задачу по росту ВВП от 7% и нес за это ответственность. Тогда придется принимать решения. А так мы теряем будущее», — уверен эксперт.

Трудно развивать инвестклимат в регионах, когда более половины всех собранных налогов уходят в федеральный бюджет. Оставшиеся деньги областные власти делят с муниципалитетами.

Как подчеркивает Александр Любосердов, необходимо проводить налоговую реформу и перераспределять налоги в пользу бюджетов регионов и муниципалитетов. Эти деньги должны пойти на развитие субъектов.

«Нынешняя система крайне сконцентрирована в федеральном центре. При такой ситуации спрашивать результаты с регионов совершенно бессмысленно. У некоторых регионов доходы бюджета сопоставимы с выручкой среднестатистичекой компании крупного бизнеса», — сетует эксперт.

Однако трудно поверить, что к этим предложениям прислушаются наверху. Особенно это дал понять бывший глава Минэкономразвития, а ныне глава Сбербанка Герман Греф, сказав в октябре текущего года следующее:

«Инвестиции – не самое главное, самое главное – это наличие компетенции, концентрация специалистов с высокой компетенцией и гибкой моделью управления. Это значительно более важно, чем большой объем капитала».

"