Posted 5 апреля 2018,, 04:55

Published 5 апреля 2018,, 04:55

Modified 17 октября 2022,, 05:50

Updated 17 октября 2022,, 05:50

Деньги из асфальта: кто зарабатывает на ремонте дорог в Волгограде

5 апреля 2018, 04:55
Долгие годы Волгоград носил не слишком почётный неофициальный титул «города плохих дорог». В последнее время, во многом благодаря федеральным субсидиям и подготовке к ЧМ-2018, ситуация начала меняться.

Трассы и магистрали в рекордные сроки ремонтируются по всей области — и, разумеется, находятся те, кто стремится на этом заработать.

Редакция ИА «НовостиВолгограда.ру» решила выяснить, какие подрядчики извлекли наибольшую выгоду из ремонта и строительства автодорог на территории Волгоградской области. Для этого мы проанализировали открытые данные официального портала госзакупок за весь 2017 и начало 2018 года, составив собственный небольшой рейтинг.

На первом месте по сумме заключённых контрактов среди поставщиков, которые выигрывали торги по ремонту трасс в Волгоградской области, оказалось самарское ООО «ТрансСервис». Эта компания стала победителем аукционов общей стоимостью более 2,1 млрд рублей. Именно она занималась ремонтом проезжей части Набережной им. 62-й Армии, улицы Краснознаменской и участка Третьей Продольной магистрали, а в настоящее время ведёт третий этап строительства рокадной дороги и выполняет остаточные работы по реконструкции шоссе Авиаторов.

Самый дорогой контракт, который областной комитет транспорта заключил с «ТрансСервисом», по стоимости приближается к 1,3 млрд рублей — причём это закупка у единственного поставщика (фактически оплачено более 1 млрд рублей). Торги состоялись в июле прошлого года. Самый «скромный» из полученных саратовским подрядчиком контрактов обошёлся бюджету в 42,5 млн рублей.

«ТрансСервис» принял упавшее знамя от другого подрядчика — осетинского ООО «Дорстройсервис», которое не справилось с ремонтом шоссе Авиаторов и было внесено в реестр недобросовестных поставщиков. Хотя саратовские дорожники свою часть работ выполнили, скандал ударил и по их репутации. Дело в том, что оплату за произведённые «Дорстройсервисом» работы власти региона решили переводить тому поставщику, который их фактически сдавал — то есть «ТрансСервису». Эти деньги должны были пойти на выплату зарплат сотрудникам, непосредственно занятым на объекте. Однако по состоянию на январь большая часть трудового коллектива «Дорстройсервиса» так и не получила деньги.

Из-за внезапной смены подрядчика и спешки, в которой завершался ремонт шоссе Авиаторов, местные общественники оценили итоги деятельности «ТрансСервиса» скептически. Хотя восстановление магистрали обошлось бюджету Волгограда примерно в 2,5 млрд рублей, активисты ОНФ, инспектировавшие трассу, поставили организации «троечку» по качеству работ.

Ещё одна фирма, которая в прошлом году неплохо заработала на госконтрактах по ремонту дорог в Волгоградской области, — ООО «Гранит», зарегистрированное в Алексеевском районе. В отличие от «ТрансСервиса», «Гранит» специализируется на восстановлении трасс за пределами регионального центра. С начала 2017 года компания выиграла электронные аукционы на общую сумму в 984,5 млн рублей.

Среди контрактов, выигранных «Гранитом», преобладают торги на ремонт дорог в хуторах и сёлах Алексеевского района: Алексеевском, Рябовском, Самолшинском, Яминском, Усть-Бузулукском, Ларинском. Недавно фирма выбралась за пределы «родных» мест и занялась восстановлением трасс в Серафимовичском, Кумылженском и Новоаннинском районах. Большинство этих контрактов сложно назвать «денежными», но компания компенсирует это солидным количеством выигранных аукционов.

Получать выгодные контракты «Граниту» с самого начала помогал статут субъекта малого предпринимательства: во многих случаях при госзакупках приоритет отдаётся именно представителям МСП. Однако истинную «золотую жилу» подрядчик, похоже, нащупал в начале 2018 года. Компания стала единственным поставщиком, который будет обеспечивать ремонт автодороги «Новониколаевск — Манино» в границах региона; цена этого контракта составляла порядка 192 млн рублей. Кроме того, фирма займётся строительством сразу двух новых трасс в Алексеевском и Урюпинском районах — это ещё 520 млн рублей. Таким образом, перебивавшееся мелкими госзаказами малое предприятие, зарегистрированное в сельском поселении, за последний год превратилось в солидную организацию, стабильно собирающую урожай из лучших контрактов по ремонту автодорог на севере Волгоградской области.

Третье место по объёму выигранных тендеров на работы в сфере дорожного хозяйства занимает ООО «Тацинское ДСУ». У этого иногороднего подрядчика в регионе тоже есть своя «вотчина» — город-спутник Волжский. Впрочем, и в Волгограде фирме, зарегистрированной в Ростовской области, удалось получить несколько выгодных контрактов. Общая стоимость лотов, торги по которым «Тацинское ДСУ» выиграло в Волгоградской области в 2017-2018 годах, на данный момент составляет 371,2 млн рублей.

Ростовский подрядчик на хорошем счету у ФКУ «Упрдор Азов», комитета дорожного хозяйства Волжского и волгоградского МУ «Комдорстрой»: в структуре заказов, полученных «Тацинским ДСУ», на эти три организации приходятся почти 44% контрактов (для сравнения, у администрации своего родного Тацинского района подрядчик получил только 0,36% заказов).

В Волжском фирма ремонтировала улицу Карбышева (за 52 млн рублей) и проспект Ленина (за 18,5 млн рублей), а также проводила работы по «ликвидации колейности» на городских магистралях. Однако наиболее солидные суммы «Тацинское ДСУ» получило за восстановление улиц Рабоче-Крестьянской, Симбирской и Хиросимы в Волгограде (в общей сложности — порядка 147 млн рублей). Стоит отметить, что подрядчик не всегда успешно справляется со своими обязательствами: от контракта на ремонт улицы Советской в областном центре ему в конечном счёте пришлось отказаться. ДСУ не смогло в установленные сроки заняться выполнением работ стоимостью почти 40 млн рублей.

Следующий участник рейтинга получил в Волгоградской области всего два контракта, но и этого хватило, чтобы занять четвёртое место в списке по сумме выигранных тендеров (354,6 млн рублей). ООО «Сардорстрой» прокладывает новые автотрассы в Палласовском и Старополтавском районах региона; в обоих случаях аукционы проводились в форме закупок у единственного поставщика. Примечательно, что предприятие, основанное ещё в советские времена и действующее преимущественно в Саратовской области, с юридической точки зрения находится в Чечне.

Ещё одна ростовская компания, ООО «СК-ЮГ», в прошлом году получила пять выгодных контрактов на ремонт дорог в Волгограде на общую сумму в 338,6 млн рублей. Подрядчик взял на себя восстановление крупных магистралей: улицы Ерёменко (тендер на 143,5 млн рублей), проезда Дорожников (около 63 млн рублей), дороги на Волжский (24,5 млн рублей). Скорость работы ООО «СК-ЮГ» впечатляет: все контракты фирма выполнила досрочно. Остаётся лишь надеяться, что качество проведённых работ будет под стать оперативности их проведения.

Такие организации, как ООО «Пересвет-Регион-Дон» и ООО «МОСТ», также попавшие в топ по сумме заключённых контрактов, связаны с дорожной сферой косвенно. «Пересвет-Регион-Дон», — волгоградский застройщик, занимавшийся возведением домов для переселенцев из аварийного жилья в Краснослободске, — в этом году возьмётся за работы на улице Ивановского в Советском районе Волгограда, но в данном случае основная часть ремонта ляжет на плечи многочисленных субподрядчиков. Стоимость работ составит 144,1 млн рублей. Что касается волгоградского ООО «МОСТ», то его деятельность, как следует из названия, связана со строительством мостов и путепроводов. В начале 2018 года компания выиграла единственный, но очень важный аукцион, проводившийся областным комитетом транспорта. Организация займётся содержанием и ремонтом первой очереди моста через Волгу. Работы продлятся до 2020 года; по всей видимости, реконструкция проезжей части моста также будет входить в их перечень. Сумма тендера составила 335,8 млн рублей.

Замыкает список коммерческих фирм, регулярно получающих контракты на ремонт дорог в Волгоградской области, ООО «СУ Транспромстрой» из Подмосковья: оно заработало 198,1 млн рублей на восстановлении малых проездов в Тракторозаводском районе и реконструкции улицы Ангарской.

Даже при беглом ознакомлении с материалами портала госзакупок бросаются в глаза две особенности, связанные с тендерами на ремонт автотрасс в Волгоградской области. Первая из них — преобладание иногородних поставщиков. На эту проблему совсем недавно обратил внимание активист ОНФ Армен Оганесян, региональный координатор проекта «Карта убитых дорог». На заседании областного штаба Общероссийского народного фронта он поинтересовался, почему местные власти не хотят работать с волгоградскими подрядчиками.

Чуть ли не с Нижневартовска приезжают ремонтировать дороги в Волгоград, и налоги они тоже будут платить там. Почему бы не найти местных поставщиков?Армен Оганесян, член штаба ОНФ в Волгоградской области

С другой стороны, у властей Волгограда нет легальных механизмов, за счёт которых они могли бы проявить заботу о местных подрядчиках. Само российское законодательство устроено таким образом, что конкурировать за право осуществлять дорожный ремонт могут представители любых регионов.

— На самом деле то, что большинство контрактов в дорожной сфере заключаются с иногородними поставщиками, связано исключительно с законом 44-ФЗ и его требованиями. В электронных аукционах могут участвовать все резиденты РФ, никто не вправе их ограничивать. Поэтому никаких протекционистских мер, которые могли бы принять власти Волгоградской области, не существует. Конечно, можно было бы раздавать госзадания муниципальным предприятиям, но тогда могут возникнуть претензии со стороны надзорных органов по поводу нарушения конкуренции, — пояснил корреспонденту ИА «НовостиВолгограда.ру» Эдгар Петросян, активист проекта ОНФ «За честные закупки» в Волгоградской области.

В пресс-службе администрации Волгограда журналистов ИА «НовостиВолгограда.ру» заверили, что «в электронных аукционах на право проведения комплексной реконструкции дорог в Волгограде на одинаковых условиях принимают участие как иногородние, так и волгоградские подрядные организации, а победителями электронных торгов признаются добросовестные предприятия, имеющие в своем распоряжении всю необходимую для проведения работ строительную, дорожную и иную технику и предложившие наиболее привлекательную стоимость работ».

Вторая особенность, привлекающая внимание, — большое количество закупок у единственного поставщика. Создаётся впечатление, что некоторые тендеры создавались под конкретную организацию, которая заранее готовилась к торгам. И это, по словам эксперта, уже более тревожный факт.

— Организаций, которые занимаются дорожным ремонтом, по всей России несчётное число. Это не какая-то узкая сфера, в ней есть конкуренция. Поэтому слишком частые закупки у единственного поставщика могут говорить о том, что чьи-то интересы могут быть связаны с теми или иными подрядчиками, — говорит Эдгар Петросян. — Если организация выходит на конкурс и автоматически его выигрывает, велика вероятность, что конкурс проводился конкретно под неё. В результате страдает и бюджет, поскольку закупки у единственного поставщика всегда производятся по максимальной стоимости, и качество ремонта, поскольку в отсутствие конкуренции у подрядчика нет стимула работать лучше. Если говорить о Волгоградской области, то много претензий возникает именно к «денежным», прибыльным контрактам — а по отношению к более скромным закупкам на 5-10 млн рублей практически нет вопросов.

У мэрии Волгограда есть своё объяснение большого количества закупок у единственного поставщика. В пресс-службе администрации журналистам заявили, что оно связано с несостоявшимися электронными аукционами.

— Случаи проведения закупок у единственного поставщика возникают, когда из-за необходимого количества или отсутствия заявок электронный аукцион признается несостоявшимся. Только при этом условии запускается процедура заключения договора с единственным поставщиком. При определении последнего учитывается предыдущий опыт работы на подобных объектах, отсутствие претензий со стороны заказчиков и наличие необходимых материалов, техники и так далее. Такая практика определена федеральным законодательством и широко применяется. То, что конкурсные процедуры в Волгограде проходят в строгом соответствии с требованиями законодательства, подтверждают и итоги проверок регионального УФАС, — пояснили в пресс-службе.

Представители мэрии также уточнили, что случаи, когда подрядчик не исполняет взятых на себя обязательств по ремонту трасс, фиксируются в Волгоградской области сравнительно редко. Помимо «Дорстройсервиса», в список недобросовестных поставщиков попала фирма ООО «Аваль-строй»: она не справилась с восстановлением Комсомольского путепровода.

Нельзя не вспомнить, что 2018 год станет для Волгограда особенным: город примет чемпионат мира по футболу, и на качество дорожного ремонта в областном центре чиновники и общественники будут обращать самое пристальное внимание. Не исключено, что уже в ближайшие недели волгоградские «короли госзакупок» получат вне очереди очередные выгодные контракты на восстановление автотрасс.

"