Posted 4 августа 2020,, 12:52

Published 4 августа 2020,, 12:52

Modified 17 октября 2022,, 06:31

Updated 17 октября 2022,, 06:31

Рынку нужен каркас: какая судьба ожидает деревянное домостроение?

4 августа 2020, 12:52
По данным риэлторских агентств, в России этой весной значительно вырос интерес к загородной недвижимости — в том числе к «бюджетным» каркасным домам. Однако в Волгограде рынок каркасного домостроения практически отсутствует, а эпидемия COVID-19 может нанести ему непоправимый удар.

Как сообщает «НовостиВолгограда.ру» со ссылкой на программу «Бизнес-Вектор» телеканала РБК, эксперты связывают возросший спрос на частные дома с пандемией коронавируса: по их мнению, россиянам было проще и приятнее самоизолироваться в отдельных коттеджах, что и подстегнуло интерес к индивидуальному жилищному строительству. «Каркасному» рынку предсказывают рост: технология производства готовых домокомплектов проста и недорога, а её востребованность повышается. По словам президента Торгово-промышленной палаты РФ Сергея Катырина, при сохранении нынешних тенденций «каркасный» сектор скоро может стать доминирующим в структуре ИЖС.

До 60-70% от всего жилищного строительства может занять этот сегмент рынка. К 2030 году этого можно достичь, если проблемы, которые существуют, мы научимся решать.Сергей Катырин, президент ТПП РФ

По данным «Ассоциации деревянного домостроения России», сегодня объём данного рынка составляет примерно 420 млрд рублей. Вопреки радостным отчётам риэлторов, он сократился на 6% за прошлый год. Спрос на дорогие деревянные дома снижается, клеёный брус и бревенчатые срубы уже не в моде — зато дешёвые каркасные постройки набирают популярность.

Каркасно-панельный дом — полностью заводское изделие. Каждая такая постройка формируется из деревянных панелей с базальтовым утеплителем внутри, обшитых цементно-стружечными плитами. Чтобы собрать этот «конструктор», одной бригаде с автокраном понадобится всего пять дней. В производстве каркасные дома сравнительно недороги, их монтаж тоже не представляет большой сложности — но далеко не везде находятся компании, готовые их производить.

Рынок каркасного домостроения активно развивается в тех регионах, где имеется обширное лесное хозяйство и действуют деревообрабатывающие предприятия. Например, в Тамбове работает АО «Тамак» — сегодня это лидер по производству готовых каркасно-панельных комплектов для строительства сельских домов. За год завод выпускает 4 млн квадратных метров цементно-стружечных плит и тысячу готовых домов, при этом треть стройматериалов и половина домокомплектов уходит на экспорт. В Подмосковье действует компания «Руссип», строящая дома из сэндвич-панелей — в прошлом году она заработала 97 млн рублей.

Волгоградской области нет в списке регионов, где развито каркасное домостроение: здешний климат и отсутствие крупных лесов плохо подходят для подобного производства. По словам источника в областной администрации, рынку каркасных домов в Волгограде просто неоткуда взяться: спрос на деревянные здания в регионе невысок, нет и развитых производственных традиций, которые можно было бы продолжить.

Единственное предприятие Волгоградской области, которое уже несколько лет специализируется именно на деревянном (в том числе каркасном) домостроении, — древодельня «Светлица», работающая в Дубовке с 1964 года. В основном организация, чья история восходит к XIX веку, строит здания из клеёного бруса, но предлагает и каркасные дома. Сейчас в каталоге «Светлицы» — двенадцать готовых проектов каркасных домов площадью от 52 до 189 «квадратов». Компания гордится тем, что самостоятельно производит все материалы для строительства, а дизайн построек разрабатывает её собственное проектное бюро. Однако ещё три года назад, задолго до эпидемии коронавируса, представители предприятия жаловались на снижение спроса.

В основном, по словам экспертов, каркасные дома приобретают обычные граждане. Коммерческие заказы — например, строительство гостиниц и ресторанов — составляют не более четверти от общего числа. Госзаказ в этой сфере за последние годы и вовсе сошёл на нет, хотя региональные власти могли бы закупать недорогие каркасные дома в качестве социального жилья для уязвимых категорий населения.

Помощь государства может быть в адрес, например, многодетных семей, которые хотели бы иметь такой дом. У нас достаточно много таких семей, и в этой части плечо государства было бы, конечно, к месту, — считает президент ТПП РФ Сергей Катырин.

Однако пока что государство не спешит подставлять плечо бизнесу. Вместо этого таким компаниям, как волжские ООО «Изопан Рус» и ООО «Изобуд-Юг», которые специализируются на производстве сэндвич-панелей, помогают заказами промышленные предприятия и коммерческие организации. В других условиях «Изопан» и «Изобуд», возможно, зашли бы на территорию каркасного домостроения — но поскольку этот рынок в регионе развития не получил, волжские компании пока не готовы к экспериментам.

Надежды аналитиков на рост «каркасного» рынка связаны с дешевизной и простотой производства продукции. Каркасно-щитовые дома — самые дешёвые, но жить в них круглый год не получится. Индивидуальные постройки из сэндвич-панелей в полтора раза дороже: они, по сути, представляют собой коробки из пенополистирола, поэтому при их монтаже нужно обустраивать хорошую вентиляцию за дополнительную плату. Кроме того, в стоимость каркасного дома входит обязательная обработка древесины средствами от грибков и насекомых, а также специальными противопожарными растворами. Самые дорогие из каркасных домов — те, что возводятся с использованием лёгких стальных конструкций: им требуется качественное утепление с защитой от влаги. Отчасти по этой причине данная технология в России не распространена.

По расчётам РБК, каркасный дом «под ключ» в популярном стиле «барнхаус» площадью 155 квадратных метров обойдётся покупателю в 4 млн рублей — за такую же сумму в Волгограде можно приобрести двух- или трёхкомнатную квартиру. При этом основная часть стоимости дома придётся на каркас с утеплением: он обойдётся в 1,1 млн рублей. На фундамент, благодаря лёгким несущим конструкциям, потребуется всего 350 тысяч рублей, на монтаж — 850 тысяч, на отделку — 750 тысяч. Производитель заработает на одном таком доме менее 1 млн рублей.

Относительная дешевизна каркасных домов уже подстегнула спрос на индивидуальное жильё среди россиян, но долго ли сохранится такая тенденция, участники рынка не рискуют предполагать. Бурному развитию каркасного домостроения мешают действующие законодательные нормы, которые накладывают строгие ограничения на строительство деревянных зданий.

Сколько всего в стране компаний, производящих каркасные дома, не может однозначно определить даже Минпромторг. По оценкам отраслевых ассоциаций, на всю Россию приходится менее четырёхсот компаний, работающих в этом направлении. После «коронакризиса» их количество, возможно, сократится: строительная сфера вошла в число отраслей, наиболее сильно затронутых экономическими последствиями эпидемии, так что небольшие застройщики, специализирующиеся на частных заказах, находятся в группе риска. Среди предприятий Волгоградской области, закрывшихся во время пандемии COVID-19, оказалось сразу несколько таких компаний, и хотя они в основном занимались возведением кирпичных или блочных построек, производителям каркасных домов кризис также не сулит больших выгод. В условиях, когда платёжеспособный спрос населения на жильё падает, даже относительно доступные каркасные дома вряд ли станут последним писком моды среди волгоградцев.

И тем не менее надежды на развитие отрасли есть. По данным опросов, по всей России порядка 3 млн семей, которые мечтают о переезде из квартиры в частный дом. Массовое производство деревянных домокомплектов могло бы помочь в реализации этой мечты — но для того, чтобы у рынка появился прочный каркас, однозначно потребуется разработка новых социальных программ со стороны государства и пересмотр устаревших строительных нормативов.

"